Сегодня, 4 декабря, особый день - Праздник Введениея во храм Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии.

 

В этот день верующие чтят память о том, как святые Иаоким и Анна привели свою единственную и долгожданную дочь Марию в Иерусалимский Храм, посвятив ее Господу.

 

В Палестине, в трёх днях пути от Иерусалима, в покрытой садами долине у самой подошвы горы лежит тихий городок Назарет. Более двух тысяч лет назад город был так мал и незначителен, что стал «притчей во языцех» - о нём упоминали только с пренебрежением: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин.1, 46). Ведь тогда ещё никто в мире не знал, что именно в этом презираемом всеми городке родится Матерь Божия, и в течение 30-ти лет будет жить Господь наш Иисус Христос! 

 

Родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, были родом из Назарета Галилейского. Иоаким происходил из царственного рода Давидова, а Анна была дочерью священника от племени Ааронова, Матфана (другая его дочь, София, была матерью Елисаветы, ставшей матерью Иоанна Предтечи). Иоаким и Анна были праведны пред Господом, соблюдали Его заповеди и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Жили они  безбедно, Иоаким владел многочисленными стадами. На себя тратили только одну треть своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным.           

 

Несмотря на то, что Иоаким и Анна жили благочестиво и праведно, Господь послал им нелёгкое испытание – дожив до преклонного возраста, им было уже около 70-ти лет, и прожив в супружестве  полвека, они не имели детей. Супруги тяжело переживали своё горе; неустанно и горячо молили Бога, чтобы Он послал им ребёнка; молча терпели несправедливые поношения и насмешки соседей – в ветхозаветные времена бездетность считалась Божиим наказанием за грехи и позором так как бездетные люди лишались надежды иметь Мессию своим потомком. По понятиям того времени, безчадие считалось безславием и тяжелым наказанием.        

Была ещё одна – особенная – причина горя благочестивых Иоакима и Анны. Как и все иудеи того времени, они знали из пророчеств Священного Писания, что именно из рода царя Давида, из которого происходил и Иоаким, должен родиться Мессия – Спаситель мира. Из пророчеств было известно и время рождения Спасителя, и оно стремительно приближалось. В каждой иудейской семье радовались каждому родившемуся у них мальчику – может быть, он будет Спасителем и навечно прославит давших ему жизнь! Поэтому-то каждая иудейская женщина горячо молила Всевышнего даровать ей ребёнка. Но мольбы Анны оставались безответными – счастье материнства обходило её стороной. Так в уповании на Божию милость прошла вся жизнь…

 В один из великих праздников Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, но первосвященник отверг приношение Иоакима, укорив его безчадием. Также и другие одноплеменники поносили его, говоря: "Непозволительно тебе приносить с нами дары твои, ибо ты не сотворил семени в Израиле". Иоаким был до того опечален, что не пожелал вернуться домой, а отправился в пустыню, где в течение сорока дней пребывал в посте и молитве.

И Анна, узнав, что ее любимый муж от горя не хочет возвращаться домой, с рыданиями оплакивала свою бездетность. После многих скорбных дней, проведенных в тоске и одиночестве, она вышла в сад и среди ветвей лаврового дерева увидела гнездо с птенцами. «Горе мне, — воскликнула праведница, — все в мире утешается детьми, а я бесплодна. И птицы, и звери, и рыбы рождают потомство, одна я не знаю этого блаженства. Одна я, как степь безводная, без жизни и растений. Услыши, услыши, Господи, слезы мои и даруй мне ребенка, и принесу рожденное мной чадо Тебе в дар». Едва Анна произнесла эти слова, произошло чудо — перед ней в неизреченном сиянии предстал Архангел Гавриил. «Услышана твоя молитва», — сказал Архангел. «Воздыхания твои прошли сквозь облака, и слезы твои упали перед Господом. Родишь ты дочь благословенную, выше всех дочерей земных. И о потомстве твоем будут говорить все народы». В тот же миг Архангел Гавриил отлетел от Анны в пустыню и явился перед потрясенным Иоакимом. «Поспеши в Иерусалим, — сказал Архангел, — ибо у жены твоей Анны родится дочь, и наречется она Марией».

Вскоре у праведной четы родилась Дочь, Которой суждено было «соединить небо и землю» - Бога и человечество. Появление на свет этого долгожданного и вымоленного у Бога ребёнка было великим чудом, ведь Мария родилась от престарелых родителей вопреки законам природы. Но Богу подвластно всё, недаром называют Его Всемогущим. Иоаким и Анна нежно любили свою Марию. Помня слова Ангела, что Ей предстоит великое будущее, что по Божественному  замыслу Она должна стать Матерью Спасителя, счастливые родители благоговели перед Ней.

 

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю.

Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. "Если бы кто спросил меня, - говорил блаженный Иероним,- как проводила время юности Пресвятая Дева,- я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее". Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

 

Духовное значение праздника.  О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова. Маленькая девочка Мария, удостоилась великой чести - войти в ту часть Храма, которая называлась у древних иудеев «Святая святых». Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на Земле, стать Его Матерью.

 

Богослужение праздника, содержание песнопений не только вводят в живое созерцание Пречистой Девы в храме, но и учат прославлять Ее и горячо Ей молиться. Через Нее мы примирились с Богом, и Ее молитвами спасаемся. Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей присносущным Светом, сообщает им силу свято жить, успокаивает их, защищает и покрывает от всякого зла.