4 января Святая Православная Церковь празднует память святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, пострадавшей во время правления жестокого гонителя христиан римского императора Диоклитиана (284-305). Свою короткую жизнь святая посвятила служению Богу и ближним, отказавшись от мирского богатства, житейского благополучия, добровольно приняв на себя мученический венец Христа ради.

 

Получив от родителей большое наследство, выйдя по настоянию отца замуж за знатного римского сенатора, великомученица решила хранить в своем сердце верность Христу, призрев мирские и семейные радости. Под предлогом болезни, Анастасия сохраняла девство от посягательств супруга, и все время посвящала служению заключенным в темницах христианам. Она входила к узникам, омывала, перевязывала их раны, утешала и укрепляла в вере. По кончине христиан святая тайно с молитвой и благоговением погребала их честные останки.

 

 

Не случайно, что Анастасия изображена на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест — путь к спасению, в сосуде — святой елей, врачующий самые неизлечимые раны. Узорешительница — значит избавительница от уз. От уз грехов, страстей и маловерия. Греки называют святую «Фармаколитрией», что переводится на русский язык как «исцеляющая от ядов и болезней» (Φαρμακολύτρια — лечить лекарствами + искупать, освобождать). Имя Анастасия также переводится как «воскресение» или «возвращенная к жизни».

 

В христианской Церкви существует устойчивая традиция почитания святой Анастасии не только как освобождающей от уз заключения, но и как облегчающей телесные страдания и недуги. А еще на Руси существует благочестивый обычай молиться великомученице об успешном разрешении женщины от бремени.

 

Часто, сняв свои роскошные одежды и драгоценные украшения и надев тайно нищенское рубище, Анастасия выходила из дому, неведомо для всех, кроме одной рабыни, которая неотлучно сопровождала ее. С этой рабыней Анастасия обходила все темницы, золотом покупая себе у стражи вход в них, посещала страждущих ради Христа, служила им с благоговением и усердием, сколько могла. Она умывала руки и ноги заключенных, очищала их спутанные волосы, полные сора, отирала кровь их, обвязывала их раны чистым полотном, подавала каждому пищу и питье. Потом, достаточно послужив им, она возвращалась домой

 

Подвиг святой не остался незамеченным со стороны языческой власти. Но гонения на Анастасию были не только с их стороны. Жестко противился Анастасии и ее муж, который умышлял уморить великомученицу и стать единственным распорядителем принадлежавших ей материальных благ. «Особенно стал притеснять Анастасию ея муж, когда умер отец сей благочестивой жены, Претекстатъ; все значительное имение Претекстата перешло по наследству к Анастасии, как к единственной дочери, ибо у него не было больше ни детей, ни родственников. И тогда Помплий, воспользовавшись смертью своего тестя, из ненависти к Анастасии за ея несогласие к его плотским желаниям, замыслил уморить ее, чтобы наследовать все ея имение и жить с другой женою на чужие деньги. Обращаясь со святою, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее». Однако через некоторое время ее муж погиб в море и «вместе со свободой своей она получила и все наследство, оставшееся ей от родителей. И начала она, уже без помехи от кого бы то ни было, обходить заключенных в темницах»

 

Жизнь святой была полна скорбей. Но твердая вера во Христа, желание пойти за Ним на саму Голгофу, презрение мирских сластей и удовольствий — все это укрепляло ее в тяжелом жизненном подвиге. Утешение Анастасия находила не в изысканных блюдах, роскошных нарядах, увеселительных мероприятиях, а в молитве к Богу и служении ближним. «Желая помогать больным и несчастным, она выучилась врачебному искусству и сама лечила раненых. Не гнушалась она на руках своих носить тех, которые не могли владеть ни руками своими, ни ногами, перебитыми или изъявленными за Христа, — и сама влагала им в уста пищу, поила их, обчищала их гной, обвязывала струпья. И в том только было ея веселье и радость, чтобы послужить Самому Христу в лице тех, кто страждет за исповедание сладчайшего имени Христова».

 

В конце своей жизни святая Анастасия была предана на великие мучения за веру в Господа и помощь гонимым христианам. Ее растянули между четырьмя столбами и сожгли. «Так блаженная Узорешительница совершила страдальчески свой подвиг: разрешилась от уз плоти и отошла к желанной небесной свободе. Честное же тело ея, неповрежденное огнем, было выпрошено у жены игемона одною благочестивою женою, Аполлинариею, которая похоронила его с честью в своем винограднике».

 

Особым почитанием великомученица пользуется в Западном католическом мире. Часть ее мощей находится в Германии (старейший баварский монастырь Бенедиктбойерн) в Капелле Анастасии. В 1995 и 1996 гг. две прекрасные иконы святой Анастасии были посланы в космос на орбитальную станцию «Мир» с миротворческой миссией.