2 августа православная церковь празднует День памяти пророка Илии – одного из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Это первый библейский святой, которому стали молиться на Руси. В IX веке, еще до крещения Руси Владимиром, во времена правления княгини Ольги, в Киеве был построен соборный храм, посвященный пророку Илие.

 

Тогда ему молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало гибель урожая и голод. И до сих пор в русской церковной народной традиции сохранились эти молитвы о дожде, обращенные к пророку Илие. А заодно ему молятся и об урожае. Хотя нельзя сказать, что в Библии есть хоть какое-то указание на такую «сферу ответственности» святого. «Вот уж в чем Илия совсем не специалист, так это в выращивании урожая – он в жизни этим не занимался»

 

«А девушки молятся ему о том, чтобы выйти замуж, потому что речь идет о плодородии. Представляете, у пророка Илии просить удачного замужества! Да это был единственный ветхозаветный пророк-девственник, он не был женат. Все эти милые народные суеверия делают из святого Илии доброго дедушку, которым он никогда не был»

 

Пророк Илия – одна из самых ярких фигур в ветхозаветной истории. Он родился в иудейском городе Фесвия (Фисвы) три тысячи лет назад, в IX веке до Рождества Христова, во времена царя Ахава, при котором Израиль, отринув истинного Бога, начал служить языческим богам Ваалу и Астарте.

 

Обличение ложных богов и нечестивых жрецов стало главным делом Ильи. На горе Кармил он призывает жрецов Ваала свести огонь на жертвенник, и когда им это не удается, то обращает свою молитву к Богу Яхве, вызывает небесный огонь и прямо у жертвенника казнит жрецов ложных богов.

 

 

«Илья – человек страстный, с буйным характером – вот уж кто не интроверт! И при этом он полностью открыт Богу, – говорит Александр Копировский. – Так он себя и являет, когда соревнуется с пророками Ваала. Он издевается над ними, наслаждается: «Ну что же ваш бог спит? Он, наверное, заснул? Он может куда-то отлучился. Почему он не низводит огонь в ответ на ваши мольбы? Вы же так молитесь!». Ведь эти пророки не просто молились, они входили в религиозный экстаз, кололи себя ножами, хлестала кровь – уж так они веровали в своего бога. И вдруг – пшик! Ничего нет. А Илья трижды поливает водой свою жертву и дрова, окапывает рвом с водой – и огонь ниспадает мгновенно. Как это физически происходило, мы не будем говорить – как-то произошло, его вера в Бога исполнилась. И Илья, вполне возможно, как человек отождествил этот знак с откровением самого Бога, решив, что Бог именно таков: Он огонь, Он сила».

 

По-человечески Илья в какой-то момент изнемог и возопил. Библия это передает с невероятным драматизмом, откровенностью. Этот мощный, могучий человек вдруг говорит: «Довольно уже, я умереть хочу! Я больше не могу! Пророков Твоих, Господи, убили, жертвенники Твои разрушили, я один остался, и за мной гонятся, моей души ищут». Что говорит ему Господь? «Не спеши, у тебя еще все впереди, ты еще только начал, иди, дорога долгая пред тобою. Встань, ешь и пей», – рассказывает богослов.

Тем самым Господь открывает Илие величие своей Божественной любви. И пророк говорит, что не в стихии Бог, и не в землетрясении, а в «веяния тихого ветра». Так что Илия – первооткрыватель духа любви Божией. До этого Господь воспринимался народом исключительно как карающая сила, с помощью страха, заставляющего народ повиноваться.

 

Чем пророк отличается от прорицателя

Для многих современных людей пророк отождествляется с прорицателем – спроси у него, как у цыганки, какой у меня дальше путь – и пророк тебе предскажет или скажет, что у тебя было в прошлом, чего он знать не мог. «Это чрезвычайно суженное и искаженное понимание пророчества, низведенное до предсказания, – говорит профессор Копировский. – Священное писание неслучайно таковых называет лжепророками. И не потому, что они всегда врут, а потому что они часть знания – неважно, о прошлом, настоящем или будущем – выдают за целое, полуправду за правду. Это привлекает внимание к ним или к тому, что им выгодно».

 

Настоящий пророк – это тот, кто будит совесть человека и целого народа и говорит вещи, почти всегда для себя невыгодные и даже опасные, потому что хочет восстановить в людях связи любви и надежды, которые всегда разрушаются, когда люди отходят от Бога».

 

Таким и был пророк Илья. Имя Илия и само несет в себе Бога, по-еврейски оно звучит довольно жестко: Элийяху. И «Эль» значит «Бог», «божество», а слово «Яхве» отсылает к сакральному имени Бога, а буквально имя пророка переводится: «мой господин только Бог».