4 ноября День памяти семи отроков Эфесских (III- V век)

В середине III века семеро молодых воинов-христиан — сын Эфесского градоначальника Максимилиан и шестеро его друзей: Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин – отказались выполнить приказ императора, что в римской армии само по себе грозило смертной казнью.

 

В начале 250 года Деций Троян издал указ, согласно которому каждый житель империи – независимо от вероисповедания — должен был публично, в присутствии местных властей и специальной комиссии, принести жертву, отведать жертвенного мяса и получить специальный документ — libellus, — удостоверявший этот акт. Отказавшиеся от жертвоприношений подлежали наказанию.

 

Император вовсе не был кровожадным фанатиком, он просто хотел оздоровить моральный климат в обществе, которое становилось все менее религиозным и все менее нравственным. Но поскольку именно христиане принципиально отказывались исполнять его волю, имевшую силу закона, они в очередной раз сами оказались век закона – на них опять началось гонение, пик которого пришелся на лето 250 года.

 

Семерым друзьям из Эфеса поначалу повезло – их просто уволили из армии, но оставили на свободе, и они скрылись в пещере. Самый младший из них, Иамвлих в нищенском рубище ходил в город за хлебом. В одну из таких вылазок он услышал, что их ищут, чтобы предать суду. Максимилиан предложил добровольно явиться на суд. Но император, нагрянувший в Эфес с инспекцией, их опередил: узнав, где они скрываются, он приказал замуровать пещеру.

 

 

Однако, по преданию, юноши не умерли, Господь почти на два века погрузил их в сон.

 

Чудесное пробуждение

Прошло 200 лет. В 5-ом веке, когда многие стали отрицать воскресение мертвых, Бог через отроков открыл тайну будущей жизни.

Согласно житию, по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. В V веке, при Феодосии Младшем (в некоторых вариантах текста упоминается другой правитель, например, Феодосий Великий) явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествия.

 

Их заботил вопрос: «Как может быть воскресение мёртвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Существовало также мнение: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков.

 

 

 Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios), на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант — чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Готовясь принять мучения, друзья поручили Иамвлиху (в католической традиции он носит имя Диомед) ещё раз купить им хлеба в городе. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест — время гонения на христиан уже давно прошло.

 

Расплачиваясь за хлеб, Иамвлих подал торговцу монету императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился епископ. Священник понял, что Бог открывает через юношу какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере.

 

Там в груде камней он нашёл запечатанный ковчежец. Прочтя на оловянных дощечках имена святых и обстоятельства их замурования, епископ вошёл в пещеру и увидел в ней живых отроков. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых — чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти.

 

 

Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.