Отец его, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам. Однажды, в праздничный день, с особенным удовольствием он пригласил к себе некоего книгоношу, надеясь от него, как человека “книжного,” узнать что-либо новое и интересное, ибо томился он своей “темнотой” и жадно тянулся к знанию и просвещению. В доме гостю были предложены чай и еда. Маленький Семен (мирское имя) с любопытством ребенка смотрел на него и внимательно прислушивался к беседе. Книгоноша доказывал отцу, что Христос не Бог и что вообще Бога нет. Мальчика Семена особенно поразили слова: “Где Он, Бог-то?” и он подумал: “Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога.” Когда гость ушел, то Семен сказал отцу: “Ты меня учишь молиться, а он говорит, что Бога нет.” На это отец сказал: ” Я думал, что он умный человек, а он оказался дурак. Не слушай его.” Но ответ отца не изгладил из души мальчика сомнения.

 

Но идти далеко не пришлось. Рядом в селе Селезнево жил затворник Иоанн, которого и при жизни считали святым, а когда он умер, стали ходить к нему на могилу – поклониться-помолиться. Но если есть святой человек, — и не какой-то древний, из книжки, а тут, по соседству, — значит, Бог с нами и незачем искать Его по всей земле, решил Семен в 19 лет и тут же с юношеским максимализмом решил идти в монастырь.

 

Речь сегодня о Преподобном Силуане (в миру Семен Иванович Антонов)память которого совершалась вчера,24 сентября. В 19 лет он пережил первое благодатное посещение, а когда молодая жизнь стала заглушать память о нем, зов был повторен Самой Богородицей. Тогда у него возникло желание монашеской жизни.

 

С юности он имел намерение поступить в монастырь, но не сразу смог его исполнить: несколько лет он проходил воинскую службу в Санкт-Петербурге. По благословению отца Иоанна Кронштадтского преподобный отправляется на Афон, где принимает постриг в русском Пантелеимоновом монастыре. Будучи необразованным, преподобный Силуан постигал богословие, внимательно слушая богослужебные тексты и погружаясь в умную молитву. Его писания стали широко известны во всём православном мире как сокровище святоотеческой мудрости.

Одну из глав книги — написанный преподобным Силуаном «Плач Адама» — критики называли сокровищем русской поэтики. И это при том, что святой Силуан был совершенно простым, почти неграмотным крестьянином – такова сила искреннего, очищенного и вдохновленного небесным огнем чувства.

 

Вот лишь небольшой отрывок из этого «Плача»:

 

«Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил:

 

"Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: "помилуй мя, Боже, падшее создание Твое".

 

Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь».

 

 

Преподобный Силуан Афонский. Фильм Аркадия Мамонтова: